кредитование малого бизнеса

Vinaora Nivo Slider
otrez.jpg

Статья "Кредитуем малый бизнес: формирование отчета о прибылях и убытках и перекрестная проверка"

 

Начало

1. Отчет о прибылях и убытках

   1.1. Выручка от реализации

   1.2. Себестоимость

   1.3. Расходные статьи

   1.4. Прибыль и свободный остаток

3. Заключение

2.  Практическое использование метода перекрестной проверки (cross-checking)

     Предположим, что на момент первой встречи с предпринимателем мы получили следующую информацию о его бизнесе:
     
     Вид деятельности и размер бизнеса: розничная торговля продуктами питания. Бизнес представлен двумя юридическими лицами: ООО «А» и ООО «Б». Торговля осуществляется через два магазина и один торговый павильон. Площадь магазинов: 75 и 78 кв. м, площадь павильона — 13 кв. м.
     Среднедневная выручка: 55 тыс. руб.
     Среднемесячные обороты по р/с: 348 тыс. руб.
     Условия закупок: суммы закупа 300–350 тыс. руб. в неделю, за наличный (80% всех расчетов) и безналичный расчет (20%), отсрочка по договорам до семи дней, по факту оплата производится в течение 1–3 дней с момента поставки товара. Доставку осуществляет постав щик, закупается товар по мере необходимости.
     Среднемесячный свободный остаток: 60–70 тыс. руб.
     Среднедневной остаток продукции на торговых точках в обычный день: 600–700 тыс. руб.
     Предприниматель является плательщиком единого налога на вмененный доход (ЕНВД), бухгалтерский учет не ведет.
 
     Итак, первичные данные получены. По результатам выездного анализа мы имеем баланс, составленный на две даты (дату анализа и три месяца назад) (табл. 4), а также ОПиУ за три месяца (табл. 5). Данные были получены из источников управленческого учета (тетради и данные учета в Excel). 
 
Баланс на 01.10.2012 (руб.)
Таблица 4
АКТИВ 01.07.2012 01.10.2012 ПАССИВ 01.07.2012 01.10.2012
Оборудование 348 000 348 000 Собственный  капитал 978 670 1 181 770
Автотранспорт 330 000 725 000
Недвижимость - -
ИТОГО основные средства 678 000 1 073 000 Краткосрочные кредиты и займы 321 268 554 368
Касса 52 421 12 219 Долгосрочные кредиты и займы -  -
Расчетный счет 24 043 32 544
Сбережения 0 0
ИТОГО ликвидные средства  76 464  44 763 
Предоплата поставщикам - - Предоплата покупателей и заказчиков - -
Счета к получению - - Задолженность перед поставщиками и подрядчиками
36 150

37 800
Товар в пути - -
ИТОГО дебиторская задолженность - - Товарный кредит - -
Сырье и полуфабрикаты - - Задолженность перед персоналом - -
Готовая продукция/ТМЗ 581 624 656 175 Задолженность по налогам и сборам и гос. внебюдж. фондами - -
ИТОГО ТМЗ, сырье 581 624 656 175 ИТОГО кредиторская задолженность 36 150
37 800
ИТОГО оборотные средства  658 088  700 938 
ВСЕГО АКТИВ: 1 336 088 1 773 938 ВСЕГО ПАССИВ: 1 336 088 1 773 938
 
     Что нужно проверить в балансе1? Дебиторов нет, так как рассматривается предприятие розничной торговли. Предприниматель работает с отсрочкой платежа, значит, кредиторская задолженность имеется. Товар завозится ежедневно, средняя сумма недельной закупки — 300–350 тыс. руб., что составляет в среднем 45 тыс. руб. в день. На всю продукцию дается отсрочка платежа по факту 1–3 дня в зависимости от частоты поставок конкретной продукции (расчет при новом завозе за предыдущий). При таком уровне среднедневных поставок и условиях расчетов размер кредиторской задолженности — 37 800 руб. — вполне соответствует действительности.
  

Отчет о прибылях и убытках (руб.)

 Таблица 5
 
МЕСЯЦЫ                                                         ИЮЛЬ АВГУСТ СЕНТЯБРЬ СРЕДНЕЕ %
ВЫРУЧКА ОБЩАЯ 1 614 975 1 686 805 1 676 287 1 659 356  
СЕБЕСТОИМОСТЬ ОБЩАЯ 1 267 110 1 323 468 1 315 217 1 301 932 78%
НАЦЕНКА 21 21 21 21  
ВАЛОВАЯ ПРИБЫЛЬ 347 865 363 337 361 070 357 424 22%
Заработная плата 72 000 72 000 72 000 72 000  
Аренда и Коммунальные платежи 85 587 86 254 86 110 85 984  
Транспортные расходы 7 850 8 100 7 920 7 957  
Налоги 7 382 7 382 7 382 7 382  
Реклама и маркетинг 0 0 0 0  
Прочие расходы 12 000 12 000 12 000 12 000  
Проценты по кредитам 11 625 11 367 10 339 11 110  
ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ 151 422 166 235 165 320 160 992 10%
Прочие доходы 0 0 0 0  
Отвлечения из бизнеса 90 000 90 000 90 000 90 000  
НЕРАСПРЕДЕЛЕННАЯ ПРИБЫЛЬ 61 422 76 235 75 320 70 992 4%
Выплаты по кредитам, займам 33 241 33 499 34 527 33 755  
СВОБОДНЫЙ ОСТАТОК 28 181 42 736 40 794 37 237 2%
 
     В первую очередь необходимо проверить выручку. Как это сделать? У нас есть два источника: среднедневная выручка и сумма закупа. При первой встрече заемщик сказал, что среднедневная выручка составляет 55 тыс. руб. Смотрим данные по кассе. Анализ проводился в 18:00 (за 3 часа до закрытия магазинов, т.е. размер выручки был не окончательный), сумма составила 42 тыс. руб. В Z-Отчете на 1 июля указана сумма 52 тыс. руб., что подтверждаетслова заемщика о ежедневной выручке в 55 тыс. руб. Проверим среднемесячную выручку путем умножения этого показателя на 30 дней. Получаем 1650 тыс. руб., следовательно, данные о месячной выручке соответствуют действительности. Второе, что нам известно, —это порядок закупок. Сумма закупа составляет 300–350 тыс. руб. в неделю. Усредним сумму еженедельного закупа (300 + 350) / 2 = 325 тыс. руб. Умножив эту цифру на 4, получаем 1300 тыс. руб., что в целом соответствует себестоимости реализованной продукцииза месяц. Проверим другим путем: объем безналичной оплаты продукциипоставщиков — 20%. Среднемесячный оборот по расчетным счетамза последние 12 месяцев составляет 348 тыс. руб. (это сумма инкассированной выручки для расчетов с поставщиками, оплаты арендыи налогов). Если вычесть из этой суммы аренду и налоги, остается 290 тыс. руб.. 20% от 1300 тыс. руб. (среднемесячный объем закупки)составляет 260 тыс. руб., что еще раз подтверждает достоверностьполученных данных. Проверить наценку мы можем исходя из статистической информации по данному виду деятельности, сопоставив ее с данными выручки и себестоимости клиента. Средняя наценкав розничной торговле продуктами питания составляет 20 – 25%. В нашем случае среднедневной закуп — 45 тыс. руб. в день, среднедневная выручка — 55 тыс. руб. в день. Рассчитаем: (55 000 – 45 000)/ 45 000 = 0,22, или 22%. Обращаем внимание, что для расчета брались средние показатели, поэтому результат также является приблизительным, но достаточным для проверки. Фактическая наценка соответствует действительности, объем реализации и закупа еще разподтвержден.
 
     Первая расходная статья — заработная плата. В бизнесе, помимо самого владельца и его супруги, работают девять человек: восемь продавцов со средней зарплатой 8 тыс. руб. с графиком работы неделя через неделю и одна уборщица с заработной платой 8 тыс. руб. Все административные функции выполняют предприниматель и его супруга, они же самостоятельно ведут бухгалтерский и управленческий учет. Сверив уровень зарплат со средним по рынку труда для работников данных профессий и квалификации, выясняем, что они совпадают.
  
     Справочно
 
     Рассмотрим еще один вариант заработной платы в торговле —процентный, когда доход продавца зависит от объема реализованной им продукции, то есть продавец получает процент отвыручки. В таком случае имеет смысл сопоставлять ФОТ данной категории работников с выручкой. Например, если продавец получает 200 руб. «за выход» и 3% с продаж, необходимо подсчитать количество дней, отработанных всеми продавцами (если их несколько), умножить полученное значение на 200 руб. и прибавить процент от месячной выручки. Суммы должны совпадать —если не точно, то приблизительно.
 
     Договоры аренды на помещения присутствуют. Стоимость аренды по договорам — по 5000 руб. за каждый магазин. Бывают случаи,когда кредитный эксперт заносит данную сумму в ОПиУ, что в принципе является неправильным, так как в итоге минимизация расходов приведет к завышению прибыли. Данные для ОПиУ представил заемщик. Стоимость аренды 1 кв. м в данном районе — 500 руб.(речь идет не о Москве). Со слов предпринимателя, он платит за магазины площадью 75 и 78 кв. м по 500 руб. за 1 кв. м, за павильон 13 кв. м — 350 руб. за 1 кв. м. Все торговые площади находятся в одном районе города. Необходимо изучить предложения по аренде в данном районе во внешних источниках информации (Интернет, СМИ).Стоимость 1 кв. м аренды, равная 500 руб., вполне реальна. Проверить стоимость 1 кв. м павильона не удалось, поскольку нет подобных предложений. Здесь можно поверить на слово, так как еслии будут различия в стоимости, то незначительные. Полагаем необходимым обратить внимание на статью «Отвлечения из бизнеса». В рассматриваемом нами примере указана сумма 90 тыс. руб. Эта сумма подразумевает, что предприниматель и его супруга живут на эти средства (в статье «Заработная плата» этот доход не учитывается). Иногда кредитный эксперт отводит на личные нужды предпринимателя суммы, не сопоставимые с его уровнем жизни, минимизируя их. Происходит это по различным соображениям: либо сам предприниматель «поскромничал», либо эксперт написал размер налогооблагаемого дохода, а он оказался минимальным. В нашем случае предприниматель сказал правду, посколькус фактическим масштабом его бизнеса жить на 90 тыс. руб. в месяц вполне реально. Но когда предприниматель заявляет, что живет на скромные 15 тыс. руб., имея бизнес с оборотом в 5 – 10 млн руб.и неплохие активы для личного пользования, стоит задуматься,а правда ли это? Если доход бизнесмена составляет не более 15 тыс.руб., такие активы ему не по карману. Да и может ли владелец креп-кого бизнеса жить всего лишь на 15 тыс. руб. в месяц, разве для получения такого скромного дохода он работает по 20 часов в сутки? Необходимо всегда размышлять над полученными данными, подвергать их разнообразной проверке, в том числе руководствуясь здравым смыслом. Могут ли работать наемные сотрудники за МРОТ,может ли аренда стоить в 5 – 7 раз дешевле, чем в среднем по району,можно ли обслуживать два автомобиля за 2 тыс. руб. в месяц (с уче-том ГСМ), может ли сам предприниматель жить на МРОТ и почему так происходит? Логика — важный инструмент анализа. Вычитая из чистой прибыли платежи по возврату основного долга имеющихся кредитов, получим свободный остаток.
 
     Для малого бизнеса характерно наличие частных займов, которые также необходимо выявить и учесть в анализе. Конечно, если клиент не захочет, напрямую от него об этом факте узнать невозможно. Но есть один способ, который позволит косвенно судитьо наличии задолженности. Для того чтобы определить/предположить наличие займов, необходимо сопоставить объем заработанных средств за определенный отрезок времени с динамикой развития бизнеса за то же время. Возьмем за временной отрезок 12 месяцев, суммируем выручку за этот период и умножим на коэффициент рентабельности чистой прибыли, полученный на входе анализа за последние три месяца. В результате получим приблизительное значение чистой прибыли за период. Далее подсчитаем затраты на приобретение различных активов за этот период (оборудование, автотранспорт, недвижимость, открытие новых торговых точек, товар для перепродажи и пр.). Если сопоставляемые значения сильно разнятся, это повод задаться вопросом «Откуда деньги?».
 
     На этом завершается анализ отчета о прибылях и убытках. Подведем общий итог анализа компании — сравним изменение собственного капитала и нераспределенной прибыли. Если обе формы(баланс и ОПиУ) заполнены верно, то расхождения в собственном капитале будут минимальны.
 
Сравнительный анализ собственного капитала
                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Таблица 6

Показатель

Расчет

Итог

Накопленная нераспределенная прибыль за период (за анализируемых 3 месяца)

61 422 + 76 235 + 75 320

212 977

Фактическое увеличение/уменьшение СК (за анализируемые 3 месяца)

1 181 770 - 978 670

203 100

Разница между изменением СК и инвестированной прибылью

203 100 - 201 711

9 877

 
     Смысл табл. 6 простой: нераспределенная чистая прибыль реинвестируется в бизнес, поэтому если мы все посчитали правильно,сумма накопленной прибыли должна стремиться к равенству с изменением собственного капитала. Если значение прибыли окажется существенно больше, чем изменение собственного капитала, значит,деньги из бизнеса были выведены либо нужно пересмотреть расходную часть ОПиУ; если меньше, это означает наличие инвестиций,следовательно, необходимо пересмотреть пассивную часть баланса либо обратить внимание на показатели выручки и текущие расходы.Что касается нашего примера, накопленная чистая прибыль за анализируемый период составила 212 977 руб., собственный капитал бизнеса увеличился на 203 100 руб. Погрешность составила 9 877 руб.,что в принципе несущественно при наличии некоторых усредненных данных в ОПиУ. Важно помнить, что усреднение данных приемлемо только в тех случаях, когда точный подсчет невозможен либо величина данных несущественна. Резюмируя рассмотренный нами пример, можно отметить, чтоданные представлены верные, анализ проведен правильно.
 

1 Мы не будем анализировать динамику отдельных статей Баланса и ОПиУ. Цель данного примера - показать какие данные и как можно проверить на основе Cross Checking.